В последнее время практически на всех крупных отраслевых мероприятиях сельхозтоваропроизводители обращаются в аграрное ведомство страны, органы власти с просьбами обратить внимание на острые проблемы агропромышленного комплекса и решить их, чтобы сохранить рентабельность действующих хозяйств, помочь им не оказаться на пороге банкротства. Прокомментировать часть актуальных вопросов корреспондент журнала «Агротайм» попросил члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольгу Епифанову.
— Одним из препятствий успешного развития агропрома, по словам сельхозтоваропроизводителей, является введение экспортной пошлины на зерно. Ольга Николаевна, как вы считаете, возможна ли ее отмена или значительное снижение?
— Введение экспортной пошлины на зерно было вынужденной мерой, и пока Минсельхоз не стремится её отменять. Однако эта пошлина у нас «плавающая», причем корректировки в сторону снижения могут быть весьма значительными. Так, ставка пошлины на экспорт пшеницы из России с 31 июля составит 906,4 рубля против 1 тыс. 540,4 рубля за тонну неделей ранее. То есть, снизится на 41%. Пошлины на ячмень и кукурузу останутся на нулевом уровне. Ставки применяются, начиная с 3-го рабочего дня после дня их размещения и будут действовать до начала применения очередных ставок, в данном случае — до 6 августа 2024 года.
— Вызывают недовольство аграриев и утильсборы на технику…
— Во второй декаде июля Минпромторг России сообщил о проекте постановления, который касается поэтапного повышения утилизационного сбора. В перечень вошли автомобили (легковые и грузовые), прицепы, полуприцепы, автобусы, дорожно-строительная техника. Сельхозтехника — а именно: тракторы, комбайны и опрыскиватели — в список не включены. Предположения отраслевых объединений и дилеров сельхозтехники о введении утилизационного сбора на сельхозтехнику не оправдались. Однако, полагаю, Минпромторг через несколько лет вернется к этому вопросу. И надо будет снова отстаивать интересы аграриев.
— Другая проблема, ударившая по доходности сельхозпредприятий, — снижение уровня субсидий за объемы реализованного урожая. Также возмущены аграрии, в частности Омской области, и крайне ограниченными сроками для подачи документов на получение субсидий. Возможно ли, на ваш взгляд, урегулировать данные вопросы?
— В 2024 году в механизме предоставления господдержки аграриев произошли изменения: стимулирующие и компенсирующие субсидии объединили в одну. Как пояснил Минсельхоз России, акцент сделали не на стимулировании отрасли, а на поддержании и сохранении приоритетных направлений АПК. В свое время стимулирующая субсидия была призвана увеличить производство продукции. Но на сегодня показатели практически по всем направлениям продовольственной безопасности выполнены, а по некоторым перевыполнены. Поэтому принято решение субсидии объединить, убирая стимулирование. Сегодня Минсельхоз видит свою задачу в сохранении и поддержании производства.
В состав единой субсидии включено 12 приоритетных направлений господдержки. Из них 5 действуют для всех регионов: элитное семеноводство, агротехнологические работы, племенное животноводство, малые формы хозяйствования и агрострахование. Из оставшихся направлений регионы определяют три «своих», которые будут субсидироваться: северное оленеводство, производство льна, конопли, плодово-ягодное производство, молоко, мясное скотоводство, овцеводство, козоводство, глубокая переработка зерна, производство шерсти. Что же касается регламента получения субсидий, в каждом регионе свои правила и сроки получения субсидий. Есть и совсем короткие, три-четыре дня. Безусловно, нужны единые правила и сроки, а также четкое информирование по необходимым для получения поддержки документам.
Беседовала Олеся Корнева