В Государственной Думе на «правительственном часе» с докладом выступил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев. Вопрос министру задала заместитель Председателя Госдумы Ольга Епифанова. Однако, на свой вопрос о государственной поддержке сельского хозяйства на Севере и обеспечение продовольственной безопасности территории получила уклончивый ответ.
Ольга Епифанова, заместитель Председателя Государственной Думы:
– Уважаемый Александр Николаевич, есть Краснодарский край, а есть Архангельская и другие северные территории рискованного земледелия. Пшеницу не вырастить, садов и винограда тоже, но при СССР каждая пядь земли урожай давала, и молоко рекой лилось. Сейчас всё борщевиком зарастает. Тем не менее, для обеспечения национальной безопасности крайне важно решить вопрос с обеспечением продовольствием территорий, входящих в арктическую зону, за счёт продукции местного производства.
Теоретически федеральным законом о развитии сельского хозяйства поддержка сельхозпроизводителей на неблагоприятных территориях есть, фактически – почти нет. Предусмотрены только субсидии на завоз семян для кормовых культур и поддержку северного оленеводства. И совершенно очевидно, что условия ведения сельского хозяйства на юге страны и в арктической зоне различны. Тем не менее, субсидирование всех этих территорий со стороны государства одинаково – нет дифференцированного подхода.
Вопрос: какова позиция Министерства сельского хозяйства по этому вопросу? И как, на ваш взгляд, можно было бы исправить сложившийся дисбаланс?
Александр Ткачев, Министр сельского хозяйства Российской Федерации:
– Вы знаете, у нас страна большая и, естественно, разная. Я уже говорил об этом. И мы такие территории, как арктические, Сибирь, Дальний Восток, Крым, территория Нечерноземья, развивающиеся территории, на какой-то период будем поддерживать, мы меры поддержки здесь применяем через коэффициенты, повышающие субсидирование. Прежде всего, в единой региональной субсидии этот коэффициент будет 1,2, и более того, по поэтапной поддержке коэффициент будет 1,7, в том числе, и у территории нашего Севера.
Поэтому на данный момент мы можем использовать эти инструменты поддержки. Но что появится у нас дополнительно, конечно, мы будем предусматривать и, в том числе, для Мурманской области. Я буквально через некоторое время буду посещать её и более детально посмотрю всю проблематику.
Ольга Епифанова заявила, что министр на вопрос не ответил. По её мнению, подобное отношение к проблеме говорит о том, что у Минсельхоза нет четкой стратегии развития сферы в арктической зоне.
«Сейчас принято считать, что на Севере выращивать что-то слишком затратно, дешевле привезти с юга. Давайте вспомним наше прошлое. В конце 30-х в Ленинграде открыли Институт полярного земледелия, им была создана сеть сельскохозяйственных экспериментальных станций по всему Северу СССР. И там специалисты занимались исследованиями, адаптацией к суровым условиям, работали над увеличением урожайности и многим-многим другим. В итоге проблему нехватки продовольствия на Севере начали решать не только завозом. Тогда ученым удалось получить рекордные урожаи капусты и картофеля » — заявила Ольга Епифанова.
Новые технологии, осветительные приборы нового поколения, это позволяет, к примеру, развивать тепличное растениеводство в самых суровых климатических условиях и уменьшать себестоимость продукции, считает Ольга Епифанова. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане были здоровы вне зависимости от территории их проживания, а Президент заявил, что народосбережение – это приоритет в дальнейшем развитии страны, напомнила Ольга Епифанова.
— Министерство сельского хозяйства должно всерьез задуматься о создании программы развития аграрного сектора в условиях Севера. Мы не говорим о выращивании ананасов на побережье Белого моря, мы говорим о поддержке того, что уже есть и создании новых мощностей, — заявила вице-спикер Епифанова, — В наших условиях жить сложно и не очень-то полезно для здоровья. Многие населенные пункты имеют проблемы с транспортной доступностью, и, к примеру, молоко там только консервированное, я не говорю про овощи и мясо. Это полезный рацион? Позиция министра меня не удовлетворила, он не понимает, что такое вырастить что-то в условиях полярной ночи. Надеюсь, что посещение Мурманска, о котором сказал министр, изменит его позицию.