Лет пятнадцать назад врачи рекомендовали родителям обращать внимание на расширенные глаза подростка. Это считалось первым признаком тог, что ребенок, возможно, попробовал какой-то психоактивный препарат. Ситуация кардинально поменялась. Сейчас на рынок выбрасываются «дизайнерские» наркотики, которые не определит ни один медицинский тест, не говоря уже о тревожном родительском взгляде.
Именно об этом шла речь на прошедшем в Архангельске круглом столе. Депутаты, врачи-наркологи, представители общественной организации родителей, священники православной церкви, сотрудники наркоконтроля – все сошлись во мнении, что Архангельской области необходим реабилитационный центр для наркозависимых.
Правда, разговоры об этом ведутся уже пятнадцать лет. То есть почти сразу после того, как закрылись все наркологические диспансеры.
Главный психиатр-нарколог области Вячеслав Никуличев, заведующий наркологическим центром психоневрологического диспансера озвучил статистику и сравнил ситуацию с 1991 годом. Тогда в области было четыре наркологических диспансера, сейчас – ни одного. В то время как в Карелии, Коми, Мурманской и Вологодской областях они остались. Поэтому у нас в области громадная динамика роста больных с алкогольными психозами и диагнозом «наркомания».
Алкогольный психоз (впервые установленный диагноз)
1991 2011
Республика Карелия 95 489
Республика Коми 158 369
Архангельская область 89 746
Вологодская область 171 618
Мурманская область 190 294
Наркомания (впервые установленный диагноз)
1991 2011
Республика Карелия 10 35
Республика Коми 6 155
Архангельская область 1 78
Вологодская область 5 161
Мурманская область 9 216
«Конечно, не все официально наблюдаются у нарколога, но глядя на первичную заболеваемость, можно видеть, что происходит. А если сравнить динамику роста, то у нас больше всех. Скоро обгоним всех и в количественном отношении, — отметил Вячеслав Владимирович. – Наиболее полноценно, с моей точки зрения, работает психоневрологический диспансер, в котором есть реабилитационный центр, который занимает один кабинет».
Вот на этот, один-единственный на всю область, крошечный кабинет №313 в психоневрологическом диспансере и уповают родители наркозависимых детей. Выступления на круглом столе мам, чьи дети попали в беду, по понятным причинам, были самые эмоциональные.
«Как реагирует отец? Я привяжу тебя к батарее. И ниточка родитель-ребенок рвется. А по этой ниточке ребенок может вернуться обратно. И родителям нужна помощь, хотя бы теоретическая, психологическая. Где можно получить консультацию? В 313 кабинете дверь не закрывается. И с этой бедой идти некуда, — рассказывала одна из мам. – Начинается совсем легко – подростку лет в 13 дают попробовать покурить. Потом они переходят на более сложные, тяжелые, дорогостоящие наркотики – амфетамин. Доза стоит 700 рублей. И дети несут из дома, пока есть что нести. Потом переходят на более дешевые наркотики – дезоморфин, который стоит 150 рублей. И вот в этот момент ребенок говорит – мама, помоги, потому что ему страшно. Он понимает, что это конец. С дезоморфином, по нашему опыту, по рассказам мам, жить ребенку осталось полгода, максимум, 18 месяцев».
Депутаты областного Собрания объяснили, почему попытки создания реабилитационного центра ничем не закончились. По словам Станислава Второго, помещения находили не один раз, но они не подошли. Причины три – санитарные нормы, бунты местного населения и реакция высокопоставленного чиновничества: «рядом дачи, наркоманов нам близко не надо».
В процессе обсуждения выяснилось, что для начала необходимо найти хотя бы помещение для того, чтобы родителям было, где собраться.
«Я часто слышу от людей, работающих в исполнительной власти, что у нас, по сравнению с другими территориями, все хорошо, мало наркоманов. А сейчас слушаю статистику, и понимаю – «хорошо», потому что они просто не сосчитаны. И про них ничего не известно. Поэтому предлагаю начать с малых шагов к нашему реабилитационному центру, — сказала депутат Госдумы Ольга Епифанова. – Непуганых родителей надо пугать, а для ребят, которые собираются каждый день, и для их мам, выделить какое-то помещение».
Вячеслав Никуличев кроме этого предложил создать первичные пункты консультирования: «Пусть там сидит психолог, и объяснит мамам все, что их беспокоит. Тогда она поступит правильно. Да и денег на профилактику нужно не так много, как на реабилитационный центр. А толку может быть больше».
Идею по поводу создания пунктов консультирования поддержали все присутствующие.
А пока если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, звоните по телефону доверия детского наркологического отделения 8(8182) 68-51-04. Для взрослых 8-962-662-83-83 или задайте вопросы по электронной почте anrd.arh@gmail.com
Мамы, присутствующие на заседании, дали совет всем: «Обращайте внимание – после дозы ребенок веселый, на подъеме, за все берется, даже помогает по дому. Может не есть и не спать два дня. Потом начинается депрессия, прогулы уроков, долги в институте. И вы можете отвезти ребенка в больницу, сдать всевозможные анализы, а вам скажут – все в порядке, осень. Позднее половое созревание. Пройдет. Если повезет, через год узнаете правду и попадете в 313 кабинет. Так что не ждите «расширенных зрачков». И если ваш сын или дочь несколько дней не могут встать к первому уроку, не уговаривайте себя, что ребенок «просто не выспался». Позвоните по телефону доверия и проконсультируйтесь. Возможно, этим вы спасете ему жизнь».