Госдума рассмотрела поправки в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Позицию фракции «СР» по этому вопросу высказала Ольга Епифанова.
Система аукционов на аренду государственных или муниципальных лесных участков имеет серьезные пробелы, заявила вице-спикер. В настоящее время посредники, близкие к региональной власти, часто арендуют такие участки единственно с целью последующей сдачи в субаренду, сообщила парламентарий. И эта практика стала отдельным, очень доходным и быстро растущим теневым бизнесом, считает Ольга Епифанова.
– Общая площадь лесных участков, переданных в субаренду, каждый год увеличивается в пять раз. Такими темпами скоро вся Россия будет сдана в субаренду. Нужно начинать наводить порядок в этой сфере, и нынешняя ситуация с аукционами на лесные участки абсолютно неприемлема, – высказалась Ольга Епифанова. – Средняя ставка аренды 1 гектара леса в год составляет всего 3 тысячи рублей. Согласитесь, что любой гражданин нашей страны с удовольствием бы взял себе в аренду гектар леса вместо дачи в 4 сотки, которая обходится гораздо дороже, и даже не для вырубки, ягоды-грибы бы собирал. Именно размер арендной платы обуславливает мизерные доходы бюджета Российской Федерации от богатейших лесных ресурсов нашей страны.
Епифанова заявила, что фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Госдуме поддержит законопроект в первом чтении и считает, что категорически нельзя оставлять всё, как есть – с проведением торгов только в форме аукционов. В такой ситуации, по мнению эсеров, выигрывают только посредники, а убытки несёт деревообрабатывающая отрасль.
Как сказала Ольга Епифанова во время выступления по законопроекту, поручение Президента было дано в 2013 году, правительство 3,5 года работало над проектом. Аукционы по-прежнему остаются основной формой торгов, правила их проведения не меняются, а законопроект громоздкий, насыщен несущественными деталями, по сути, регламентирует вспомогательные, технические вопросы проведения конкурсов, а наиболее важные вопросы оставлены на откуп подзаконным нормативным актам, считает зампред Госдумы.
– Послушайте, что будет регулироваться подзаконными актами. Порядок рассмотрения заявления на участие в конкурсе, порядок принятия решения о проведении или отказе в проведении конкурса, то есть принципиальнейшие вопросы, связанные с оценкой конкурсных предложений – это всё утверждается Правительством Российской Федерации. Далее. Оценка предложенных условий определения победителя конкурса проводится на основании критериев, определённых Правительством Российской Федерации, – перечислила Ольга Епифанова. – Коллеги, главный элемент конкурсной системы – это критерии определения победителей, но в законопроекте этих критериев нет, и немудрено, что у нас возникают обоснованные опасения по поводу коррупционных рисков новой схемы распределения лесных участков. Ко мне уже начали поступать письма от представителей лесной отрасли, в которых они пишут, что подзаконные акты после их разработки могут свести к минимуму все положительное от принятия законопроекта и привести к увеличению коррупции при распределении ресурсов. В связи с этим считаю, что будет правильно, если к третьему чтению у нас будет информация, содержащая подробное изложение основных нормативных актов Правительства, принятие которых предусмотрено законопроектом.
В заключение выступления депутат выразила надежду, что Рослесхоз, Минприроды и Правительство такие данные нижней палате парламента предоставят. Также будут обеспечены гарантии участия малого
и среднего бизнеса в конкурсной системе. Если этого не сделать, то, по словам Ольги Епифановой, получится, как с инвестиционными проектами, когда крупные финансово-промышленные группы приобретают без аукциона лучшие, с точки зрения заготовки, участки лесного фонда.